Выставка живописи и графики Ирины Мащицкой «Музыка сфер» в ЦДХ 15 октября – 10 ноября 2002 г.

Центральный Дом Художника, Москва

Ирина Мащицкая
Выставка «Музыка сфер»

15 октября – 10 ноября 2002 г. в залах N 22, 23, 24

Инсталляция на выставке Ирины Мащицкой «Музыка сфер»

 

Натэлла Войскунская - "Звучащая живопись Ирины Мащицкой"

«Музыка сфер»… Так назвала свою вторую персональную выставку член Международного Художественного Фонда, художник Ирина Мащицкая.

Столь «звучащее» название для такого молчаливого вида искусства, как живопись, - это своеобразный вызов и зрителям, и самой живописи…

Ирина Мащицкая «Вечная истина»
Ирина Мащицкая «Вечная истина», полиптих, холст, смешанная техника, 250х250, 2000

Название восходит к Пифагору, к его «музыке или гармонии сфер». Правда, это скорее «восхождение» автора статьи, нежели самого художника. Древнегреческий философ полагал, что все в Природе создано в гармонии, а исходя из этого посыла, все звуки также должны быть гармонично созвучны друг другу.

Живопись Ирины Мащицкой безусловно «озвучена» гармонией. Картины написаны звучными сочными красками, как бы светящимися изнутри. Тонкие серебристые линии образуют четкие геометрические фигуры - треугольники, тем самым «озвучивая» картины чистой серебристой музыкой одноименного музыкального ударного инструмента, оживающего от прикосновения кисти. Как сказал поэт, «треугольник больше не пылкая теорема».

Имеющий глаза да услышит музыку сфер, струящуюся с полотен Ирины Мащицкой.

Произведения Ирины Мащицкой - яркое проявление синестезийной природы многосторонне одаренной натуры. Она действительно способна объединять цвет и звук, свет и абстракцию… В ее творчестве соединены подсознательная мотивация и полная свобода самовыражения, интуитивное и импровизационное начала …

Выставку «Музыка сфер» можно было бы воспринимать как нечто неожиданное и новое в творчестве художника, если бы не такие ее работы, как «Мысли и формы», «Дух земли и дух песка» и другие, представленные в 2001 году в экспозиции «Облако Неведения». Из них впоследствии «выкристаллизовались» и «Молитва», и «Паника», и «Простите нас…». Фантастические пейзажи-абстракции, написанные на одном дыхании, они построены на гармоничных цветовых соотношениях. «Сюжетная линия» выражается только через цвет, и зритель подолгу «общается» с этими полотнами, растворяя свое настроение в их эмоциональном содержании. Этот цикл работ продолжает картина «Шар познания» (как сказала Марина Цветаева, «…все на вертящемся шаре, внутри которого - огонь!»). Второй вариант названия этой же работы - «Туннель реальности». Два названия картины предполагают не менее двух вариантов ее восприятия. …Масса цвета как некий сгусток энергии обрушивается на зрителя. И ему дано либо слегка прикоснуться к шару познания, либо оказаться увлеченным красочным вихрем и вовлеченным в туннель реальности… И здесь, пожалуй, можно было бы упомянуть Платона, который говорил, что сначала Бог создал человека в виде сферы (шара), заключающей в себе обе половины рода человеческого.

Цветовая составляющая безусловно представляет собой доминанту творчества Ирины Мащицкой. Причем художник не прибегает к каким-то особым световым эффектам. Прозрачный красочный слой светится изнутри, приобретая порой дополнительные художественные качества, например, начиная походить на цветное стекло.

О восприятии цвета в живописи сказано скорее много, чем мало. Очень тонко высказался на этот счет известный российский художник Владимир Вейсберг. Он определил три основных типа восприятия цвета: краткое (или мгновенное), продолжительное и бесконечное, особо подчеркивая наличие так называемой «невидимой живописи», с которой он связывал созерцание и восприятие гармонии. Действительно, в произведении изобразительного искусства нас прежде всего затрагивает и завораживает не только банально зримое, а еще и нечто иное, притягивающее на уровне подсознания и не поддающееся словесному описанию. Это «нечто» не объяснишь ни логикой, ни здравым смыслом.

Картины Ирины Мащицкой вне всякого сомнения могут рассчитывать на продолжительное их восприятие. Бесконечное определяется лишь Временем.

Ирина Мащицкая - художник, чье творчество не просто в известной степени порождено и стимулировано музыкой, а даже связано с конкретными музыкальными произведениями. Так было с триптихом «Облако Неведения», написанным под воздействием Пятой симфонии Д.Д.Шостаковича. (Вспомним стихотворение «Музыка», которое Анна Ахматова посвятила Д.Д.Ш.: «В ней что-то чудотворное горит, // И на глазах ее края гранятся, // Она одна со мною говорит, // Когда другие подойти боятся.» А propos, у Ахматовой восприятие музыки живописно - зрительно.)

Так было и с «Музыкой сфер». Многие произведения, представленные на выставке, писались под музыку «Жар-птицы» И. Стравинского.

Для Ирины Мащицкой назвать написанную работу - это всегда продуманный акт, а не простая формальность. Однако название работы - отнюдь не ключ к двери, за которой зритель с легкостью обнаружит прямой путь к познанию идей художника. Скорее это лишь намек, подсказка, а то и повод лишний раз пробудить зрительскую фантазию… Итак, каждому - по его способности фантазировать!

Многослойные многоцветные картины Ирины Мащицкой могут быть восприняты как своего рода матрицы, или, если воспользоваться современной компьютерной терминологией, их можно определить как гипертекстовую живопись, или просто гипер-живопись, любая часть которой или вся она целиком предполагают особое созерцание - продолжительное всматривание, послойное прочитывание, если не вчитывание. «Убежище», «Дыхание ритма», «Марсово поле», «Эпидемия ненависти», «Нечаянная встреча» - вот названия представленных на выставке полотен. На первый взгляд, их можно было бы определить как абстрактные - но при этом они вовсе не абстрактны. Ведь чем дольше вы всматриваетесь в полотна, тем больше различаете в них реальных лиц, фигур, растений…

Чрезвычайный интерес вызывает серия круглых (Ø=92 см) нефигуративных полотен, провоцирующих работу воображения зрителя, ведь в них практически стираются грани между понятиями «верх–низ», «левый–правый». Это картины-мобили. Они «движутся» даже в статичном положении.

Эта серия состоит из двенадцати полотен, что может прочитываться как зодиакальный цикл. Двенадцать месяцев, двенадцать цвето-образов, созданных в соответствии с тонкими ассоциациями и аллюзиями художника. Серия открывается работой «Окрыленные сердца», за ней следуют «Миражи», «Полет мысли», «Первый поцелуй», «Жемчужина Любви», «Струны сердца», «Огненный туман», «Тень сомнений», «Импульс», «Соединение сердец», «Притяжение», «Таинство». Серия связана с полиптихом «Вечная Истина», с его центральной частью - «всевидящим оком», кругом, вписанным в черный квадрат. В экспозиции «Музыка сфер» картины-круги располагаются по обе стороны от «Вечной Истины».

И если сердца зрителей откроются навстречу музыке, которая звучит и вибрирует в душе художника, они услышат мелодию, сочиненную картинами-нотами…

Итак, какую же музыку пишет Ирина Мащицкая? Когда-то поэт Новелла Матвеева писала: «Вы объяснили музыку словами, но, видно, ей не надобны слова…». С появлением живописцев-композиторов можно эту мысль продолжить парадоксально, сказав, что музыке не нужны и звуки… Ирина Мащицкая пишет музыку цвета: мажорную и минорную, возвышенную и приземленную, камерную и уносящуюся в высокие сферы, в космические дали…

Действительно, цвет, одухотворенный и оплодотворенный талантом художника, способен вызывать не менее сильные эмоции, чем звук.

Перефразируя Платона, можно сказать, что для Ирины Мащицкой «живопись - это величайшая музыка».