Выставка Ирины Мащицкой «Облако неведения» в ЦДХ. 20 - 30 сентября 2001 г.
Центральный Дом Художника
Персональная выставка Ирины Мащицкой
«ОБЛАКО НЕВЕДЕНИЯ»
20 - 30 сентября 2001 г., залы № 25, 26 и 27
ОБЛАКО НЕВЕДЕНИЯ - Александр Рожин
Жизнь начинается заново именно так - с картин…
Иосиф Бродский
В Москве проходит множество художественных выставок. Если на них есть отклики в прессе, то в большинстве случаев информативные: можно многое почерпнуть о творчестве художника. Однако при этом редко или почти никогда не анализируется, пользовалась данная выставка или не пользовалась успехом у зрителя. Между тем анализ выставки как самостоятельного проекта представляет собой немаловажный аспект художественной критики. Наша статья призвана отчасти восполнить этот пробел.
В сентябре в Центральном Доме Художника состоялась первая персональная выставка живописи Ирины Мащицкой «Облако Неведения» (куратор Натэлла Войскунская). Эта выставка не только не осталась незамеченной, но и стала - вопреки ожиданию - настоящим событием в богатой культурными событиями Москве. Яркий талант художника, нетривиальная концепция выставки, продуманность каждой детали - вот составляющие успеха.
Без конца повторяется фраза: «народ перестал интересоваться искусством», так что несколько скучающих неспешно передвигающихся от картины к картине зрителей - единственное, на что может рассчитывать художник, даже если он выставляется в таком «проходном» месте, как ЦДХ.
Выставка Ирины Мащицкой опровергла эти сентенции и доказала, что если устроители выставки уважают «своего» зрителя, если у них есть возможность сделать выставку интересной и поистине современной по замыслу и по экспозиции, то зритель оценит это по достоинству.
Зрителей встречал снятый по композиции каталога выставки видеофильм. Показ картин сопровождался чтением стихов Константина Бальмонта. Возможность ознакомиться со своевременно вышедшими публикациями в художественных журналах и газетах исподволь готовила зрителей к восприятию картин. Не щадила себя и сама художница, которая всегда была готова пообщаться со зрителями, обсудить с ними выставку, тем более что экспозиция включала абстрактные картины философского содержания, а значит, допускающие многовариантность интерпретаций.
При подготовке выставки Ирины Мащицкой было сделано отступление от традиционных каталогов со вступительными статьями и биографическими сведениями. Выпущен уникальный по полиграфическому мастерству каталог, в котором современный дизайн сочетался с вклеенными вручную иллюстрациями и раритетными текстами из произведений двух средневековых английских монахов на русском и английском языках. Сочинение одного из монахов дало название триптиху - центральной работе экспозиции - и всей выставке: «Облако Неведения». …Все мы пребываем в облаке неведения и порой задаемся вопросами, на которые нет рационального ответа. Этот страстный призыв неизвестного английского монаха дошел до наших сердец и был услышан через века. «Проницай это великое облако неведения одним стремительным порывом самозабвенной любви»… Так родилась концепция этой выставки - через любовь мы познаем себя и мир вокруг нас и Бога внутри нас. Ибо сказано: «Бог есть Любовь».
Первоначально триптих назывался «Вера. Надежда. Милосердие»: через Веру и Надежду - приходим мы к Милосердию. В центральной части триптиха - идеальный экуменический мир, в котором все конфессии сосуществуют в гармонии и благодати. Этот мир нам дан в видениях пророка Иезекииля. Концепция триптиха позволила воспользоваться толкованием его видений, сделанным средневековым английским монахом Уолтером Хилтоном. В работе «Лестница Совершенства» (или «совершенствования» - английский оригинал дает возможность таких двух прочтений) - так вот, в этой работе говорится о том, как пророку Иезекиилю удалось в малом узреть огромное. Что ж, это и есть подход к пониманию произведений искусства вообще. Ведь как бы мало или велико ни было произведение изобразительного искусства, зритель должен суметь увидеть в нем много больше непосредственно изображенного.
Так и произошло. Трагические события, связанные с террористическими актами в Америке, побудили некоторых зрителей увидеть в триптихе «Облако Неведения» отображение необходимости единения всего мира. Прошла еще одна неделя. Возможность развязывания третьей мировой войны стала очевидностью. И зрители увидели в этой работе некий взрыв над храмами всех конфессий, а в маковых полях - боковых частях триптиха - увидели цветок поминовения (вспомним, в Великобритании алые маки - знак памяти по погибшим). Так в течение всего двух недель произошла трансформация восприятия триптиха «Облако Неведения».
В ходе выставки было сделано еще одно любопытное наблюдение. Так, одна и та же абстрактная работа «Одиночество», выполненная практически в единой колористической гамме, вызывала у зрителей прямо противоположные эмоции - от радости до грусти. Радости - от возможности побыть наедине с собой… или отчаяния - оттого, что нет никого рядом.
Две работы стали стержневыми на выставке. Это «Истина», находящаяся в одном зале с триптихом «Облако Неведения», и «Вечная истина» - многочастная композиция, которой отдан целый зал. И если картина «Истина» - о противоречивости истинности (ибо, как говорили древние, «от истины нельзя получить больше, чем в нее вложили»), то полиптих «Вечная Истина» - нечто недостижимое и неосязаемое, словно отражение в зеркале. …Черный зал-шатер, льющаяся откуда-то сверху классическая музыка с наложенными на нее звуками падающей воды, ветра, пения птиц, зажженная в центре зала красная свеча, разбросанные на полу легкие черные перья и открытки с изображением центральной части полиптиха, возможность посидеть, оставшись один на один со всевидящим оком, глядящим на зрителя из глубины черного квадрата и многократно отраженного в зеркалах - все это не отпускало зрителей, и многие приходили на выставку по несколько раз, чтобы иметь возможность еще и еще побывать в зале «Вечной Истины» - «осмыслить заново свою жизнь», отдохнуть, снять напряжение…
Была срежиссирована и эмоциональная составляющая экспозиции - своего рода синусоида эмоционального восприятия. Напряжение первого зала с «Облаком Неведения», «Истиной», «Спасителем», «Интуицией» и другими яркими в цветовом отношении работами несколько ослабевало во втором зале (за счет протяженности самого зала и эмоционально легких «цветочных» работ). «Волнение души» - картина, ставшая эмблемой выставки (она воспроизведена на открытках-приглашениях, на постере и в листовом календаре), «Шепот маков», «Лепестки любви», «Шелест шагов», «Музыка дождя», «Три сестры» и другие работы - суть праздник души, пиршество красок и энергичный «танец» мазков… И наконец - кульминация: мультимедийный зал «Вечной истины».
Зрители уходили с выставки с ощущением праздника, который всегда хочется иметь с собой и в себе - об этом говорят их многочисленные отклики, сделанные в книге отзывов.
Сколько стихов было написано, сколько искренних пожеланий успехов…
И еще… Выставка закрывалась 30 сентября - в день Веры, Надежды, Любови, как бы подтверждая главную идею экспозиции: через Веру, Надежду и Любовь мы познаем себя, своих близких и мир вокруг нас, обретая доброту и милосердие…
Ирина Мащицкая ворвалась в изобразительное искусство как комета, со всей накопленной ею креативной энергией. Но кометы пролетают, а в случае Ирины Мащицкой мы можем сказать: в безграничной вселенной Искусства зажглась новая звезда.
Неординарная личность Ирины Мащицкой создает неординарные работы… Это эмоциональная, яркая, импульсивная, интуитивная живопись, в которой нельзя не ощутить дыхания жизни и любви.
Впереди у художника Ирины Мащицкой - долгий и плодотворный путь в искусстве, впереди несомненные удачи и неизбежные разочарования, впереди ТВОРЧЕСТВО, а значит, еще много-много выставок и встреч со зрителями.