Выставка Ирины Мащицкой «Облако неведения» в ЦДХ. 20 - 30 сентября 2001 г.

Центральный Дом Художника

Персональная выставка Ирины Мащицкой
«ОБЛАКО НЕВЕДЕНИЯ»

20 - 30 сентября 2001 г., залы № 25, 26 и 27

Ирина Мащицкая ОБЛАКО НЕВЕДЕНИЯ
Ирина Мащицкая «ОБЛАКО НЕВЕДЕНИЯ», Триптих,
смешанная техника, 200х75, 200х200, 200х75, 2001

ОБЛАКО НЕВЕДЕНИЯ - Александр Рожин

Жизнь начинается заново именно так - с картин…

Иосиф Бродский

В Москве проходит множество художественных выставок. Если на них есть отклики в прессе, то в большинстве случаев информативные: можно многое почерпнуть о творчестве художника. Однако при этом редко или почти никогда не анализируется, пользовалась данная выставка или не пользовалась успехом у зрителя. Между тем анализ выставки как самостоятельного проекта представляет собой немаловажный аспект художественной критики. Наша статья призвана отчасти восполнить этот пробел.

В сентябре в Центральном Доме Художника состоялась первая персональная выставка живописи Ирины Мащицкой «Облако Неведения» (куратор Натэлла Войскунская). Эта выставка не только не осталась незамеченной, но и стала - вопреки ожиданию - настоящим событием в богатой культурными событиями Москве. Яркий талант художника, нетривиальная концепция выставки, продуманность каждой детали - вот составляющие успеха.

Без конца повторяется фраза: «народ перестал интересоваться искусством», так что несколько скучающих неспешно передвигающихся от картины к картине зрителей - единственное, на что может рассчитывать художник, даже если он выставляется в таком «проходном» месте, как ЦДХ.

Выставка Ирины Мащицкой опровергла эти сентенции и доказала, что если устроители выставки уважают «своего» зрителя, если у них есть возможность сделать выставку интересной и поистине современной по замыслу и по экспозиции, то зритель оценит это по достоинству.

Зрителей встречал снятый по композиции каталога выставки видеофильм. Показ картин сопровождался чтением стихов Константина Бальмонта. Возможность ознакомиться со своевременно вышедшими публикациями в художественных журналах и газетах исподволь готовила зрителей к восприятию картин. Не щадила себя и сама художница, которая всегда была готова пообщаться со зрителями, обсудить с ними выставку, тем более что экспозиция включала абстрактные картины философского содержания, а значит, допускающие многовариантность интерпретаций.

При подготовке выставки Ирины Мащицкой было сделано отступление от традиционных каталогов со вступительными статьями и биографическими сведениями. Выпущен уникальный по полиграфическому мастерству каталог, в котором современный дизайн сочетался с вклеенными вручную иллюстрациями и раритетными текстами из произведений двух средневековых английских монахов на русском и английском языках. Сочинение одного из монахов дало название триптиху - центральной работе экспозиции - и всей выставке: «Облако Неведения». …Все мы пребываем в облаке неведения и порой задаемся вопросами, на которые нет рационального ответа. Этот страстный призыв неизвестного английского монаха дошел до наших сердец и был услышан через века. «Проницай это великое облако неведения одним стремительным порывом самозабвенной любви»… Так родилась концепция этой выставки - через любовь мы познаем себя и мир вокруг нас и Бога внутри нас. Ибо сказано: «Бог есть Любовь».

Первоначально триптих назывался «Вера. Надежда. Милосердие»: через Веру и Надежду - приходим мы к Милосердию. В центральной части триптиха - идеальный экуменический мир, в котором все конфессии сосуществуют в гармонии и благодати. Этот мир нам дан в видениях пророка Иезекииля. Концепция триптиха позволила воспользоваться толкованием его видений, сделанным средневековым английским монахом Уолтером Хилтоном. В работе «Лестница Совершенства» (или «совершенствования» - английский оригинал дает возможность таких двух прочтений) - так вот, в этой работе говорится о том, как пророку Иезекиилю удалось в малом узреть огромное. Что ж, это и есть подход к пониманию произведений искусства вообще. Ведь как бы мало или велико ни было произведение изобразительного искусства, зритель должен суметь увидеть в нем много больше непосредственно изображенного.

Так и произошло. Трагические события, связанные с террористическими актами в Америке, побудили некоторых зрителей увидеть в триптихе «Облако Неведения» отображение необходимости единения всего мира. Прошла еще одна неделя. Возможность развязывания третьей мировой войны стала очевидностью. И зрители увидели в этой работе некий взрыв над храмами всех конфессий, а в маковых полях - боковых частях триптиха - увидели цветок поминовения (вспомним, в Великобритании алые маки - знак памяти по погибшим). Так в течение всего двух недель произошла трансформация восприятия триптиха «Облако Неведения».

В ходе выставки было сделано еще одно любопытное наблюдение. Так, одна и та же абстрактная работа «Одиночество», выполненная практически в единой колористической гамме, вызывала у зрителей прямо противоположные эмоции - от радости до грусти. Радости - от возможности побыть наедине с собой… или отчаяния - оттого, что нет никого рядом.

Две работы стали стержневыми на выставке. Это «Истина», находящаяся в одном зале с триптихом «Облако Неведения», и «Вечная истина» - многочастная композиция, которой отдан целый зал. И если картина «Истина» - о противоречивости истинности (ибо, как говорили древние, «от истины нельзя получить больше, чем в нее вложили»), то полиптих «Вечная Истина» - нечто недостижимое и неосязаемое, словно отражение в зеркале. …Черный зал-шатер, льющаяся откуда-то сверху классическая музыка с наложенными на нее звуками падающей воды, ветра, пения птиц, зажженная в центре зала красная свеча, разбросанные на полу легкие черные перья и открытки с изображением центральной части полиптиха, возможность посидеть, оставшись один на один со всевидящим оком, глядящим на зрителя из глубины черного квадрата и многократно отраженного в зеркалах - все это не отпускало зрителей, и многие приходили на выставку по несколько раз, чтобы иметь возможность еще и еще побывать в зале «Вечной Истины» - «осмыслить заново свою жизнь», отдохнуть, снять напряжение…

Ирина Мащицкая ИСТИНА
Ирина Мащицкая «ИСТИНА»,
смешанная техника, 70х80, 2000
Ирина Мащицкая ВЕЧНАЯ ИСТИНА
Ирина Мащицкая «ВЕЧНАЯ ИСТИНА», полиптих, холст, смешанная техника, 250х250, 2000

 

Была срежиссирована и эмоциональная составляющая экспозиции - своего рода синусоида эмоционального восприятия. Напряжение первого зала с «Облаком Неведения», «Истиной», «Спасителем», «Интуицией» и другими яркими в цветовом отношении работами несколько ослабевало во втором зале (за счет протяженности самого зала и эмоционально легких «цветочных» работ). «Волнение души» - картина, ставшая эмблемой выставки (она воспроизведена на открытках-приглашениях, на постере и в листовом календаре), «Шепот маков», «Лепестки любви», «Шелест шагов», «Музыка дождя», «Три сестры» и другие работы - суть праздник души, пиршество красок и энергичный «танец» мазков… И наконец - кульминация: мультимедийный зал «Вечной истины».

Зрители уходили с выставки с ощущением праздника, который всегда хочется иметь с собой и в себе - об этом говорят их многочисленные отклики, сделанные в книге отзывов.

Сколько стихов было написано, сколько искренних пожеланий успехов…

И еще… Выставка закрывалась 30 сентября - в день Веры, Надежды, Любови, как бы подтверждая главную идею экспозиции: через Веру, Надежду и Любовь мы познаем себя, своих близких и мир вокруг нас, обретая доброту и милосердие…

Ирина Мащицкая ворвалась в изобразительное искусство как комета, со всей накопленной ею креативной энергией. Но кометы пролетают, а в случае Ирины Мащицкой мы можем сказать: в безграничной вселенной Искусства зажглась новая звезда.

Неординарная личность Ирины Мащицкой создает неординарные работы… Это эмоциональная, яркая, импульсивная, интуитивная живопись, в которой нельзя не ощутить дыхания жизни и любви.

Впереди у художника Ирины Мащицкой - долгий и плодотворный путь в искусстве, впереди несомненные удачи и неизбежные разочарования, впереди ТВОРЧЕСТВО, а значит, еще много-много выставок и встреч со зрителями.